Николай Дурново: Польский вопрос

Дурново Н.Н. Русская панславистская политика на православном Востоке и в России. М., 1908
(фрагмент)

Не избегли мы ошибок и с неумелой русификацией Польши. С кончиной кн. Варшавскаго, который 25 лет сдерживал все порывы поляков и при первом возстании разгромил и взорвал бы Варшаву, преемники Паскевича большею частию мирволили полякам, дав им к 1864 г. организоваться настолько, что они подняли возстание. Гр. М.Н. Муравьев, усмиривший в 1864 г. поляков, говорит: «Наше счастье, что поляки взбунтовались! если-бы они сидели смирно, мы продолжали бы спать, а годика через три они нас и вынесли бы отсюда, как младенцев в люльках.»

Если-бы русская политика отличалась твердостью, шла к известной цели прямо и поляки видели бы, что с ними не заигрывают, им не мироволят, а главное их шляхтическим словам не верят, то главари их. ополяченные русские и литовские князья, может быть вспомнили бы о чвоем происхождении и возвратились к вере своих предков. Как ни жалуются поляки на Россию, но в ней им и евреям живется куда лучше, чем где либо.

Ограничьте Польшу этнографическими пределами, предоставьте ей самую широкую автономию и проведите при этом таможенную линию и Польша погибла. Не столько поляки питают свою землю живительными соками, сколько мы русские своим мироволением и полонофильством. Даже войну в 1877 году, за освобождение православных христиан, мы начали с Турцией, имея во главе весь главный штаб из поляков (Непокойчицкий, Левицкий, Казимирский). Поляки всегда были верны своему польскому катихизису и никогда и ни при каких обстоятельствах ему не изменяли, а мы русские, зная его, по прежнему всегда верили и верим полякам. Закавказский край, Средне-азиатския владения наши стонут от поляков, а так как поляки состоят на службе у русскаго правительства, то туземное население и винит во всем русския власти. Инжинерное ведомство, железныя дороги на Кавказ и в Сибирь в руках поляков, преселенческое дело то же отчасти в их руках.

Всюду, где только возможно поляки ослабляют Россию, идя рука об руку с еврейским бундом, революционируя русское крестьянство.

Никакой мир между русскими и поляками быть не может до тех пор, пока не осуществятся польские мечты и поляки не водрузят «своих знамен у Днестра и Днепра»... «Наше польское движение, говорит Дмовский, имеет в своем основании историческую рознь Польши с Россией и наша конечная цель оттолкнуть Россию от себя» (Kur. Pos. 1905, №293). Киев, Владимиро-Волынск, Полоцк, Туров, Могилев, Каменец-Подольск, древние русские города, в которых были престолы епископов, в первых четырех со дня св. Равноапостольнаго Просветителя Руси Св. Владимира, а в последних между XII и XVII век. объявляются польскими историческими землями.

Что же выиграла Россия от русификации Польши? На это отвечает Коница (см. его речь в 291 № Kurier. Pos. 1905): «Целый миллион должностей и служебных положений по всей России в руках польских. С этих постов мы ослабляли Россию. Теперь же, когда она в развалинах, мы должны на этих ея развалинах возсоздать независимую от моря и до моря Польшу».

Не столько с поляками, сколько с Римом должна была вестись борьба в Польше, ибо Рим питает поляков с молоком матери ненавистью к России. Православный поляк друг русскаго народа и России.

С тех же пор как Россия владеет Польшею, никогда поляки так не надругивались над русским именем и православием как в настоящее время. Повсюду, где только возможно, поляки разжигают страсти наших инородцев, громят русския церкви и школы и насилием заставляют православных переходить в римскую веру. В Холмской епархии не мало русских церквей лишились чуть не всех прихожан, не потому, что русские люди уверились в спасительности Римской церкви, а потому, что не стало мочи переносить те лишения, гонения, притеснения, которыя, при полном бездействии русской власти, русские терпят от поляков. Русским польские паны не отдают в аренду земель, отказывают им в работе, фанатизированные ксендзами паписты сжигают у русских хлеб, дома, нападают в поле и на дорогах, избивают, калечат, секут до крови детей за нежелание идти в костел, надругиваются над православною святыней и т.д. То же происходит и в некоторых местностях Минской, Гродненской и Виленской епархии, окруженных римско-католическим неселением.

В Западном Крае, где о польском языке, школах, польском воспитании не должно было быть и речи, ибо этот край искони русский (за исключением Литвы), во многих напр. школах в вышеназванных трех губерниях происходит преподавание на польском языке, а в Холмской и Бельской учительских семинариях, по законопроекту русскаго министерства Народного Просвещения, предполагалось преподавание польскаго языка, что к неописуемому ликованию поляков приняла малопатриотическая и малоразвитая Государственная Дума. и что было отвергнуто Государств. Советом.

На счет русскаго народа в Холмской Руси будут ополячмваться и окатоличиваться русские люди.
О дружбе и союзе с поляками могут мечтать лишь полонофилы, ослепленные поляками, а еще более польками, которыя на свою «отчизну» издавна работают не в одном Перетбурге, пленяя и очаровывая собою великих и сильных мира сего и многих других.

Польша в руках твердой, идущей прямо к своей цели, немецкой нации, была бы для нас совершенно безопасной, но русские, как славяне поступиться в пользу Германии Польшей не могут. Довольно мы уже предали своих по духу братьев швабам, как напр. буковинских румын и русских и босно-герцоговинских сербов.

Польше мы должны обрезать крыля так, чтобы поляки далее этнографической Польши никуда не могли двигаться и чтобы переселение польских малоземельных крестьян в западныя губкрнии России не было более допускаемо.

В Западном Краю России польские магнаты, князья: Чарторыжские, Сфтгушко, Радзивилы, Браницкие, гр. Тышкевичи, Потоцкие, Замойские и др. владеют чуть не миллионом десатин земли, а в последнее время даже стали скупать земли и у русских. На этих землях они постепенно поселяют польских арендаторов из Польши и нет сомнения в будущем откроют эти земли для польской колонизации. Сумеем ли мы сему воспротивиться и не настоит ли ныне время колонизовать Западный Край великоруссами?

Отказаться добровольно от своих случайно-исторических захватных прав на Литву, Белоруссию и Малороссию поляки, как мы выше сказали, никогда не решаться и поэтому им должно быть преграждено как их культурное, так и религиозное нашествие в виде латино-польской пропаганды на Западный Край России.

Пределы Польши должны быть сокращены и из нея должны быть изъяты не только русския, но и литовския земли. Этнографической Польше Россия могла бы возвратить и их друзей, которым они при своем господстсве отдавали в Западной Руси православные храмы на откуп. Таких друзей, жидов, в России ныне, без Привислянья, насчитывается более 5 миллионов. Говорят если бы даже Польское царство при этом обратилось в Польско-еврейское крулевство, то Россия едвали что потерпела.

Прежде всего от Польши следует выделить Холмщину и Подлясье, как наследие Рюриковичей, некогда древнеудельное княжество Романа, Даниила... В состав будущей Холмской губернии войдет до полумиллиона малорусскаго, частию белорусскаго населения, из котораго 200 тыс. отпало от православия. Возвратить из возможно лишь тогда, когда православная Церковь в Холмщине найдет вновь опору и защиту в русском превительстве, которое одно в силах положить конец латино-польской пропаганде. Защитить православных в Холмщине могут лишь русския власти, а раз русский народ будет уверен в своей защите и в справедливости суда над его угнетателями, а польские ксендзы потеряют уверенность в своей безнаказанности, римо-польская пропаганда потеряет силу.
Холмскую губернию предположено образовать из Холмской Руси, которую составляют уезды Люблинской губернии: Холмский, Грубешовский, Томашевский, и части уездов: Красноставскаго, Замостскаго, Белгорайскаго и Любартовскаго; Подляшье составляют уезды Седлецкой губернии: Бельский, Константиновский и части уездов: Соколовскаго, Радинскаго и др.

Настает время позаботится и о выделении литовскаго населения из Польши и присоединения его к Ковенской губернии. Сувалкинская губерния, за исключением Августовскаго уезда (в значительной части заселеннаго русскими) населена литовцами, которых в 1906 году было 335 тыс., на 145 т. поляков, 65 т. евреев и 55 т. русских. С выделением Холмско-Подлясской Руси поляки поймут, что Россия более не будет поступаться в пользу их русскими землями и польский язык не будет уже там господствовать.

Поляков история признала неспособными отстаивать свою государственность. Поляки никогда не старались охранять свою родину, на которую никто не покушался, но напротив, они всегда стремились к захвату чужих земель и как самые верные слуги Рима, старались их окатоличить, чем всегда и всюду вызывали мятежи, которые довели Польшу до раздела и гибели.

И сейчас поляки не столько служат своей стране, сколько воинствующему папизму. Еслибы поляки не бунтовали, не злоумышляли, вместе с евреями, против России и русских, а заботились о поднятии польской культуры, то Россия никогда не покусилась бы на Польскую автономию. Верные России поляки былы бы ея друзьями. Но враждебные ей, поднявшие в 1930 и 1864 г.г. мятеж навсегда погубил Польшу и ея не воскрешать. Поляки в продолжешии трёх столетняго владычества западной Русью совратили насилием, лестью и обманом в римско-католичество до 1 миллиона русскаго населения, которое необходимо вернуть к вере его предков. В то же время правительству необходимо оказывать поддержку и покровительство мариовитам, численность которых к 1 января 1907 г. была зарегистрирована до 58,860 душ, а к 1 января 1908 г. как полагают дошла до 100 тысяч.

категории: [ ]